ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Воспитание правильной речи ПИСКОВЕНКО О.Н.


Раздел сайта для размещения работы:   Консультации для родителей (дефектолог).

ФИО автора: Писковенко Оксана Николаевна

Должность: учитель-дефектолог

Место работы: ГОБУЗ  «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Название работы:  «Воспитание правильной речи ».

 

«Воспитание правильной речи »

 

Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач развития ребенка. Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого  значения, пологая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся.

 

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

 

Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их появление, надо вести систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

 

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум  и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать.

 

Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого произношения, без развитого речевого слуха, без развитой мелкой моторики, без правильного речевого дыхания и т.д.

 

Итак, чистое произношение – это правильно поставленные звуки. Постановкой звуков должен заниматься специалист (учитель-логопед, либо учитель-дефектолог), а вот подготовкой  к постановке звуков можно заниматься как в детском саду с воспитателем, так и дома с родителями.

 

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

 

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего если это сделает для вас логопед. При отсутствии такой возможности, для не говорящих детей и детей с большим количеством дефективных звуков подойдет основной комплекс  артикуляционной   гимнастики.

 

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.

 

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя да 10-15 раз. Когда ребенок научиться правильно, выполнять движения, зеркало можно убрать.

 

Взрослый может показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо научиться выполнять  артикуляционную   гимнастику.

 

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

 

Проводить  артикуляционную   гимнастику  надо ежедневно, а лучше всего два раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое то движение, можно использовать и механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

 

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости оттого, что любит ваш ребенок.                

 

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка". Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания, какому - либо предмету.

 

Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке.

 

Очень нравиться малышам игра 2 рыбки", которую можно сделать самостоятельно.

 

Еще одной важной задачей является формирование речевого дыхания.

 

Речь и дыхание функционально взаимосвязаны. Поэтому важнейшим условием красивой звучной речи является правильное речевое дыхание, а именно плавный длительный выдох. Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит и длительность звука, его тембровые краски.

 

Для формирования длительного плавного выдоха через рот детям можно предложить различные дыхательные игры (поддувание, надувание, задувание, дутье)  с использованием разнообразных дидактических пособий, позволяющих осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

 

Можно использовать полоски бумаги, приклеенные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки, бабочки, вертушки, цветки, метелочки.

 

При проведении любых дыхательных упражнений необходимо придерживаться правил (приложение).

 

Следующей немаловажной задачей развития речи является развитие мелкой пальцевой моторики. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

1.Пальчиковые игры - обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм, повышают речевую активность. Выполняя пальчиками различные упражнения – кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

2.Игры- шнуровки – один из самых эффективных способов развития мелкой моторики.

- Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук

- Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий ''вверху'', ''внизу'', ''справа'', ''слева''

- Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

- Способствуют развитию речи

- Развивают творческие способности

- Развивают глазомер, внимание.

3.Мозаики, трафареты.

4.Работа с ножницами, пластилином, тестом (мукосольки)

5.Выкладывание узоров из различных веревочек, узоров из пуговиц нанизывание различных бусинок, пришивание пуговиц.

6.Игры с карандашом, бусами, крупой, орехами.

7.Игры в сухом бассейне.

8.Поделки из природного материала.

9.Рисование различными способами (по манной крупе)

10.Плетение, развязывание узелков.

11.Работа с различным конструктором

12.Игры со счетными палочками.

 

В заключении хочу отметить, что весьма осторожно надо относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.

 

Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего,  это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

 

Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.  


Вы здесь:
Воспитание правильной речи ПИСКОВЕНКО О.Н.
© 2013 - 2018 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 20 ноября 2018 года, вторник
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз