Раздел сайта для размещения работы: Педагогическая копилка (Семинары)
ФИО автора: Писковенко Оксана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Название работы: «Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья».
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для наших детей он является не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира.
Уже в 1995 году с появлением мультисенсорной системы PMD, которая произведена в Израиле мы начали работу по внедрению компьютерных технологий в коррекционную систему обучения детей с ОВЗ.
Мультисенсорная система специально разработана для обучения детей с тяжелыми физическими недостатками, что дало нам возможность повысить результативность проводимых коррекционных занятий.
Система состоит из процессора, монитора, сенсорного (рабочего) стола, клавиатуры. Рабочий стол имеет П – образную форму. Место для ребенка находится в центре стола. На столе размещены семь больших клавиш, с которыми работает ребенок. Над каждой клавишей имеется подсветка для облегчения выполнения операций с помощью подсказок. В зависимости от уровня и возможностей ребенка система может быть активизирована с помощью одной или нескольких клавиш.
К системе прилагается набор визуальных манипуляторов: набор кубиков, карты, блокноты, плоскостные фигуры.
Все разделы программы разработаны поэтапно (показ – проговаривание – выполнение). Основное меню включает разные разделы: от цвета и формы до формирования математических представлений.
Продолжительность и количество занятий определяются строго индивидуально (зависит от основного диагноза, возраста, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка).
Показания
Противопоказания
Применение мультисенсорной системы способствует постепенному, поэтапному, освоению двигательных, перцептивных и коммуникативных навыков, служит тренажером для формирования представлений о цвете, пространственной ориентации на различные стимулы, стимуляции основных психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Возможность самому работать с компьютером, веселый мальчик Знайка, а так же различные варианты подсказки и помощи, побуждают детей с отклонениями в развитии самостоятельно выполнять задания, способствует формированию познавательной сферы, а также является стимулом для развития общей и мелкой моторики ребенка.
Но с каждым годом век высоких технологий и безумных скоростей набирает обороты, в оснащении кабинетов специалистов появились современные компьютеры, что дало нам возможность внедрять в коррекционную работу все новые и новые современные технологии.
Так появилась возможность использования в коррекционной системе специализированных компьютерных развивающих и коррекционных программ, которых за последнее время на компьютерном рынке появилось огромное множество.
Но не стоит забывать, что все компьютерные игры должны подбираться с учетом возраста и речевого дефекта.
В нашей практике нашли применения такие программы:
Упражнения, представленные в этих программах построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героями мультфильмов, разговаривает с ними, помогает им, путешествует вместе с ними по разделам выбранной игры, но на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему получить новые знания или закрепить уже полученные ранее.
Так с помощью игр «Алик скоро в школу», «Формы и цвета», «Гарфилд малышам» ребенок сможет освоить такие понятия как: цвет, направление, форма, размер, счет. А так же они помогут в развитии воображения, мышления, памяти, восприятия, зрительно-моторной координации.
А вот с помощью программы «Учимся говорить» малыш в легкой, веселой и ненавязчивой форме учится ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Но хочется особенно отметить специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры», разработанную для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Эта программа предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
• слуховое и зрительное восприятие,
• внимание,
• вербальная и зрительная память,
• воля и мотивация,
• словесно-логическое мышление.
Хоть эта программа и разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста, некоторые разделы мы успешно применяем в работе с детьми 3-4 лет, что способствует более быстрой коррекции речевых нарушений.
В ходе проводимых коррекционных занятий компьютерные игры используются для смены вида деятельности, закрепления пройденного материала и как поощрение за успехи в обучении.
Наши педагоги не останавливаются на достигнутом, и постоянно находятся в поиске нестандартных, стимулирующих, инновационных разработок, которые могли бы помочь детям с ОВЗ в их развитии.
Так с недавнего времени в коррекционной работе мы успешно стали применять еще и мультимедийные учебные презентации.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми информации путем предоставления материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае перед учителем-дефектологом открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями:
Известно, что для усвоения новых знаний детям с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.
С помощью презентации можно подготовить иллюстративный материал необходимый для занятия. Подготовленные слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают.
Презентация может совмещать в себе: звук и красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
У детей с интеллектуальными нарушениями быстрее развиваются:
Тематика презентаций может быть разнообразна, поэтому мы их рекомендуем проводить дома, что помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях.
Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей с ОВЗ значительно повышается.