Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики

Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья


Раздел сайта для размещения работы:   Педагогическая копилка (Семинары)

ФИО автора: Писковенко Оксана Николаевна

Должность: учитель-дефектолог

Место работы: ГОБУЗ  «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Название работы:  «Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья».

   

Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для наших детей  он является не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира.

Уже в 1995 году с появлением мультисенсорной  системы PMD, которая произведена  в Израиле  мы начали работу по внедрению компьютерных технологий в коррекционную систему обучения детей с ОВЗ.

Мультисенсорная система   специально разработана  для обучения детей с тяжелыми физическими недостатками, что дало нам возможность повысить результативность проводимых коррекционных занятий.

Система состоит из процессора, монитора, сенсорного (рабочего) стола, клавиатуры. Рабочий стол имеет П – образную форму. Место для ребенка находится в центре стола. На столе размещены семь больших клавиш, с которыми работает ребенок. Над каждой клавишей имеется подсветка для облегчения выполнения операций с помощью подсказок. В зависимости от уровня и возможностей ребенка система может быть активизирована с помощью одной или нескольких клавиш.

К системе прилагается набор визуальных манипуляторов: набор кубиков, карты, блокноты, плоскостные фигуры.

Все разделы программы разработаны поэтапно (показ – проговаривание – выполнение). Основное меню включает разные разделы: от цвета и формы до формирования математических представлений.

  Продолжительность и количество занятий определяются строго индивидуально (зависит от основного диагноза, возраста, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка).

Показания

Противопоказания

Применение мультисенсорной системы способствует постепенному, поэтапному, освоению двигательных, перцептивных и коммуникативных навыков, служит тренажером для формирования представлений о цвете, пространственной ориентации на различные стимулы, стимуляции основных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Возможность самому работать с компьютером, веселый мальчик Знайка, а так же различные варианты подсказки и помощи, побуждают детей с отклонениями в развитии самостоятельно выполнять задания, способствует формированию познавательной сферы, а также является стимулом для развития общей и мелкой моторики ребенка.

Но с каждым годом век высоких технологий и безумных скоростей набирает обороты,  в оснащении   кабинетов специалистов появились  современные компьютеры, что дало нам возможность внедрять в коррекционную работу все новые и новые современные  технологии.

Так появилась возможность использования в коррекционной системе специализированных компьютерных развивающих и  коррекционных программ, которых за последнее время на компьютерном рынке появилось огромное множество.

Но не стоит забывать, что все компьютерные игры должны подбираться с учетом возраста и речевого дефекта.

В нашей практике нашли применения такие программы:

Упражнения, представленные в этих программах построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героями мультфильмов, разговаривает с ними, помогает им, путешествует вместе с ними по разделам выбранной игры, но на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему получить новые знания или закрепить уже полученные ранее.

Так  с помощью игр  «Алик скоро в школу», «Формы и цвета», «Гарфилд малышам» ребенок сможет освоить  такие понятия как: цвет, направление, форма, размер, счет. А так же они помогут в развитии воображения, мышления, памяти, восприятия, зрительно-моторной координации.

А вот с помощью   программы «Учимся говорить» малыш в легкой, веселой и ненавязчивой форме   учится   ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Но хочется особенно отметить специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры», разработанную для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Эта программа предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

•  звукопроизношение, 
•  просодические компоненты устной речи, 
•  фонематический слух и восприятие, 
•  лексические и грамматические средства языка, 
•  коммуникативные навыки, 
•  артикуляционная моторика, 
•  обратные речевые кинестезии, 
•  мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), 
•  слуховое и зрительное восприятие, 
•  внимание, 
•  вербальная и зрительная память, 
•  воля и мотивация, 
•  словесно-логическое мышление.

Хоть эта программа и разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста, некоторые разделы мы успешно применяем в работе с детьми 3-4 лет, что способствует более быстрой коррекции   речевых нарушений. 

В ходе проводимых  коррекционных занятий компьютерные игры    используются для смены вида деятельности, закрепления пройденного материала и как поощрение за успехи в обучении.

Наши педагоги не останавливаются на достигнутом,  и постоянно находятся в поиске нестандартных, стимулирующих,  инновационных разработок, которые могли бы помочь  детям с ОВЗ в их развитии.

Так с недавнего времени в коррекционной работе  мы  успешно стали  применять еще и  мультимедийные учебные презентации.  

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми  информации путем предоставления  материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае перед учителем-дефектологом открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями:

Известно, что для усвоения новых знаний детям с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

С помощью презентации можно подготовить иллюстративный материал необходимый для занятия. Подготовленные слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают.

Презентация может совмещать в себе: звук и красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

У детей с интеллектуальными нарушениями быстрее развиваются:

 

Тематика презентаций может быть  разнообразна, поэтому  мы их рекомендуем проводить дома, что   помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

Практика показала, что при условии систематического использования в ко­ррек­цион­но-раз­ви­ва­ющем процессе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию  способностей детей  с ОВЗ значительно повышается. 


Вы здесь:
Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья
© 2013 - 2018 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 22 мая 2018 года, вторник
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз