ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Коновалова И.В, Кирбитова Л.Г., Исайчева Н.Я.


Реализация новых форм общения в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Кирбитова Любовь Георгиевна,  учитель-логопед,

Коновалова Ирина Викторовна, учитель-логопед,

Исайчева Надежда Яковлевна-  воспитатель,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №59 Управления образования г. Апатиты

1.Обучение диалогу детей с общим недоразвитием речи через игровую импровизацию

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция назначения речи быть средством общения. Диалог выступает как основной вид речевого общения, как наиболее простая форма устной речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности коммуникативных способностей: - трудность вступления в контакт, особенно у детей с диагнозом «алалия»; - невозможность достаточно продолжительное время контактировать с другими детьми из-за низкого уровня развития навыков самооценки и самоконтроля, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности; - нарушение общения в конфликтных ситуациях из-за того, что речь не выступает регулятором поведения;- серьезные нарушения вербального общения вследствие недоразвития речевой функциональной системы: отсутствия навыков ведения беседы, аграмматичность и упрощенность фразовой речи, бедность словаря, полиморфные нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Таком образом, недоразвитие коммуникативной способности мешает детям с тяжелой речевой патологией адаптироваться в новой обстановке, создает  почву для формирования у них вторичных психических отклонений, тормозит работу по преодолению у них речевых нарушений. Поэтому одним из основных направлений формирования  у детей-логопатов коммуникативных способностей становится обучение детей диалогическому общению.

Программа развития диалогического общения охватывает следующий спектр задач:

1.Освоение детьми-логопатами языка как средства общения.

2.Установление интерактивного взаимодействия  (умения слушать и слышать собеседника,  инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение).

4.Коррегирование в процессе обучения диалогической формы речи нарушенных у ребенка –логопата других речевых функций (лексико-грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха).

5.Преодоление отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка.

Одним из эффективных средств развития коммуникативных навыков детей с ОНР может стать логопедический тре6нинг по развитию диалогической формы речи. Он проводится логопедом 2 раза в месяц с мини-подгруппой из 3-6 детей с разным уровнем коммуникативных умений. Подгрупповое логопедическое занятие преобразуется так, чтобы одновременно решать следующие задачи:- развитие умения вступать в вербальный диалог, строить ответы в соответствии с поставленным вопросом, формирование реактивного и инициативного высказывания; - активизация и закрепление словаря по разным лексическим темам, коррекция грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия;

- развитие психической и речевой активности, преодоление психического негативизма детей-логопатов; - развитие общих способностей невербального воздействия детей друг на друга, подражательного воспроизведения эмоций, обучение эмоциональной импровизации;

- преодоление эмоциональной напряженности, снятие психологических «зажимов» (страхов, неуверенности, тревожности, неадекватной самооценки); - активизация и коррекция психических процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, представлений, ассоциативного мышления и воображения). Решение этих задач достигается за счет изменения стиля взаимодействия логопеда и детей, смены его обучающей позиции  на партнерскую, смещения акцентов  в программном содержании, а также за счет расширения форм организации обучения (совместной изобразительной деятельности, конструирования, коллективной игры-драматизации, совместных игр-фантазий, игр-путешествий т т.п.).

В структуру логопедического тренинга по развитию диалогической формы речи входят такие компоненты:

1.Разминка (игры и упражнения на развитие психоэмоциональной активности, невербальных коммуникативных навыков, артикуляционной моторики, дыхания, коррекцию психических функций).

2.Основная часть (развитие навыков разговорной (диалогической) речи в различных жизненных ситуациях.

3.Заключительная часть (снятие психоэмоционального напряжения).

Тренинги по развитию диалогической формы речи проводятся в три этапа, что соответствует трем периодам коррекционной работы в логопедической группе. Важную роль в развитии коммуникативной функции играет оформление пространства общения. В каждую разминку включается «дорожка сюрпризов», по которой, двигаясь цепочкой, дети преодолевают препятствия, встречаются со «страшилкой», перепрыгивают «болото злости», пролезают сквозь темную пещеру и т.п. Каждый свой «подвиг»  они сопровождают возгласом: «Я – молодец!» или – «Я не боюсь!», «Я сделал это!» Благодаря такому приёму в сознании ребенка соединяются воедино движение-поступок-слово, снимается неуверенность в собственных силах, что особенно важно для детей с высоким уровнем тревожности. Тем более, что слова-звукоподражания: рычалки, сопелки, агукалки, включенные в «дорожку сюрпризов», доступны даже для не владеющих фразовой речью алалика. В разминку включены элементы психогимнастики: различные этюды на выражение основных эмоций и чувств. В пластическом упражнении ребенок-алалик соотносит действие с глаголом, использует звукоподражание, произносит фразу побудительного характера, выражая эмоциональное отношение к собственным действиям.

Основная часть тренинга проходит в логопедическом кабинете, где логопед  с помощью особо оформленной развивающей среды – речевого лабиринта - создает различные варианты для диалогического общения детей. На модели речевого лабиринта встречаются любимые герои детских сказок, мультфильмов,  телепередач, персонажи литературных произведений, даже изученные буквы. Причем, дети имеют возможность организовать их встречу по собственному желанию, и, соответственно, придумать и разыграть диалог встретившихся героев.

На втором этапе обучения диалогической речи (общение-слово), логопед может применить прием «письменной речи», который создает благоприятные условия для коррекции аграмматизмов у детей, совершенствования структуры предложения, является эффективным средством активизации сложных предложений.

На третьем этапе обучения логопед использует элементы инсценированных представлений и игр-драматизаций, в которых текст художественного произведения создает естественную канву, план для совместной деятельности, представляет готовые образцы речевых диалогов. Вместе с тем, игра побуждает детей к импровизации, позволяет черпать из сказки то, что нравится, соответствует внутреннему миру ребенка. Это легко получается в пластических этюдах, где выразительное движение ребенка сопровождается метким словом взрослого.

Итогом работы всех трех этапов должно стать формирование у ребенка умения вести диалог со сверстниками и взрослыми в любой жизненной ситуации.

Системная работа на тренинговых занятиях по развитию коммуникативной формы речи является эффективным средством активизации вербальной коммуникации, приводит к саморазвитию диалога у детей с ОНР, воспитывает в нем будущего интересного собеседника, вносит элемент радости и фантазии в мир детей.

2.Метод интервьюирования в обогащении словаря и развития коммуникативных способностей у заикающихся дошкольников 

Способность общаться – это дар или то, чему нужно учиться?

Способность к общению включает в себя: желание,- «Я хочу!»; умение организовать общение - «Я умею!». (Умею слушать собеседника, умею эмоционально сопереживать, умею решать конфликтные ситуации, умею красиво говорить.) Знание норм и правил, необходимых при общении - «Я знаю, как это делать!»-   всему этому ребёнок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми педагогами, воспитателями, родителями.

И если даже одно звено из этой цепочки выпадает, у ребенка нарушается коммуникативная функция. Это как раз и происходит у детей с речевой патологией. Дети с заиканием,   начиная понимать, что они «не такие, как все»,  часто  замыкаются в себе.  Помочь таким детям с проблемами  коммуникативной функции речи можно  многими интересными методами и приемами.   

Одним из приемов обучения «языку чувств» является метод интервьюирования.  Что же включает в себя этот метод, чему конкретно мы должны обучать дошкольников? 

Работа по развитию коммуникативных навыков и словаря методом интервьюирования ведется поэтапно.

Первый этап:  - общение на невербальном уровне, когда вместо слов дети используют жесты, мимику, пантомимику.

Второй этап - формирование представлений о правилах и способах эффективного общения, включающий теоретический аспект и практическую подготовку к ведению диалога-интервью.  Это очень сложный этап, ведь ребенок, чтобы начать это общение должен побороть свою неуверенность, страх речевого общения. И здесь важно внушить ребенку уверенность в своих силах.  Этому поможет еще  один компонент «языка чувств» - комплименты -
 любезные, приятные слова, лестные отзывы о ком  или о чем – либо.

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям — все это признаки душевной культуры.

К «языку чувств» мы относим  и «волшебные слова», т. е. формулы вежливости, особые слова и обороты. Они выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения.  Особенно хочется остановиться на культуре ведения диалога-интервью. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Чтобы собеседник не переспрашивал тебя в ходе беседы (напоминаем детям) нужно говорить правильно, разборчиво и четко.

На первом этапе интервьюирования ребенок общается с куклой или другой игрушкой, затем с детьми и взрослыми группы, берут интервью у родителей своих сверстников и сотрудников детского сада.

И на завершающем этапе  работы берется интервью у незнакомых людей.    О чем  их можно спросить? Да о чем угодно, о настроении, здоровье,   о том побывали ли в этом году в «Снежной деревне» и др. Тот же прием интересно реализуется  через – разговор по телефону (с другом, родственником и пр.).    Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия.   Он помогает развивать личностные качества детей; учить преодолевать скованность; быть активным и самостоятельным собеседником; развивать уверенность в себе и  в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога; устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а так же аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания; овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений. «Уроки общения» помогут обогатить коммуникативный опыт каждого ребенка, и   послужат  своеобразной  логикой развития общения.


Вы здесь:
Коновалова И.В, Кирбитова Л.Г., Исайчева Н.Я.
Новости
© 2013 - 2024 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 18 апреля 2024 года, четверг
Вы можете нас найти в : https://t.me/joinchat/4tDDh7PcdAk2MDQy, либо написать нам info@osdrmurmansk.ru
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз