ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Гирба Н.Н.


Развитие общения детей раннего возраста со сверстниками, как средство социально – коммуникативного развития.

                                                                                

 Гирба Наталья Николаевна

Воспитатель Государственного областного

бюджетного учреждения здравоохранения

«Мурманский областной Дом ребёнка

специализированный для детей с органическим

поражением центральной нервной системы

с нарушением психики»

 

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками.

Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и к другим людям. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности ребенка и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие воспитанника.

В программе «Первые шаги» этой сфере уделяется большое внимание.

Общение со сверстниками  обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми.

Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, весёлыми гримасами. Такое взаимодействие детей получило название эмоционально – практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения, осознания, и познания самого себя.

На втором году жизни ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает  открывать в сверстнике его субъективные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр».

На этом этапе у малышей ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Часто игрушка провоцирует конфликты между малышами. Игры с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Человеческие качества другого ребенка малышу  помогает открыть взрослый.

Для этого организую взаимодействие малышей при отсутствии каких – либо предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам  друг друга. Например, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, они умеют бегать, играть, говорить.

После того как у малышей появится потребность в эмоционально – практическом общении, постепенно включаю их в совместную предметную деятельность.

Поскольку, в Доме ребенка дети находятся круглосуточно, стараюсь организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу способствует созданию спокойной обстановки.

С этой целью предлагаю малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаю внимание на то, как они красиво одеты и др. Если в группу заходят взрослые (персонал), привлекаю внимание малышей к  вошедшему, предлагаю поздороваться, или помахать ручкой, когда взрослый уходит. Во время режимных моментов обращаю внимание малышей на то, как каждый из них хорошо и аккуратно кушает, умывается, тщательно моет руки и т д.

Для поддержания интереса детей друг к другу использую различные игровые приёмы, чтение потешек, пение  песенок, упоминая в них имя каждого малыша. Воспитываю тактичное отношение к детям с ограниченными возможностями, поощряю стремление помочь.

Хорошим приёмом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, построек из кубиков и пр., при этом хвалю каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание   фотографий, празднование детских дней рождений, изготовление несложных подарков для именинника, участие в развлечениях, выезды за пределы Дома ребенка и др.

Для сближения детей использую совместные наблюдения за различными событиями и явлениями, возникающими в течении дня ( сколько много рябины на деревьях, как умывается кошка на дорожке, как едет машина, идет снег и др.)

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Для этого побуждаю детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость в определенных ситуациях.

Первые контакты между детьми осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

Ссоры между детьми могут иметь разные причины. В тех случаях, когда дети пытаются что-то делать вместе, у них не хватает навыков взаимодействия.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективны, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.

Стараюсь мягко разрешать конфликты между детьми, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на другие виды деятельности или предметы:

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия придерживаюсь правил  при разрешении детских конфликтов:

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положи- тельных взаимоотношений  использую  разнообразные игры.

Игры в парах способствуют становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые поступили в группу и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.

Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику, формирование чувства общности.

В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно.

Сначала игра поочередно проигрывается с каждым ребенком, а затем взрослый постепенно передает  часть инициативы детям. Например, играя в «Сороку»,  сначала сама вожу пальцем по ладошке каждого малыша, загибая его пальчики, читаю стихотворение, а затем предлагаю детям так же поиграть друг с другом.

В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована потребность в общении со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей  воспитывают у них умение вступать эмоционально-практическое взаимодействие  со сверстниками.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями другого ребенка.

В ходе игры взрослый предлагаю малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др.), побуждая их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом.

Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми.

Для более старших детей можно организовывать игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника.

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками.   Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх должен участвовать взрослый. Его задачей  является обучение детей, помощь  в распределении игрушек, координации и согласовании действий.   

   В ходе совместных предметных игр можно прятать игрушки, играть в мяч, собирать и разбирать пирамидки, делать различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др.) Выкладывать фигурки из деталей мозаики, собирать кольца пирамидок, изготавливать бусы для кукол, рисовать на больших листах бумаги и т. п. Для того,  чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
    Таким образом, необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий.

В раннем возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре.

Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. 

В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

 

 Литература:

  1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет.- М.:Просещение,2008 .- 144с.
  2. «Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б.С., Волкова Н.В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. - 272 с.
  3. Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
  4. Развитие общения со взрослым и сверстниками у детей первых трех лет:
    Метод. рекомендации / НИИ педагогики ; [Подгот. С. С. Харин] Минск НИИП 2001.- 52с.
  5. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 2002. – 304с.

 


Вы здесь:
Гирба Н.Н.
Новости
© 2013 - 2020 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 04 июня 2020 года, четверг
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз