Развитие общения детей раннего возраста со сверстниками, как средство социально – коммуникативного развития.
Гирба Наталья Николаевна
Воспитатель Государственного областного
бюджетного учреждения здравоохранения
«Мурманский областной Дом ребёнка
специализированный для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками.
Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и к другим людям.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности ребенка и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие воспитанника.
В программе «Первые шаги» этой сфере уделяется большое внимание.
Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми.
Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, весёлыми гримасами. Такое взаимодействие детей получило название эмоционально – практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения, осознания, и познания самого себя.
На втором году жизни ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает открывать в сверстнике его субъективные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр».
На этом этапе у малышей ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Часто игрушка провоцирует конфликты между малышами. Игры с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Человеческие качества другого ребенка малышу помогает открыть взрослый.
Для этого организую взаимодействие малышей при отсутствии каких – либо предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга. Например, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, они умеют бегать, играть, говорить.
После того как у малышей появится потребность в эмоционально – практическом общении, постепенно включаю их в совместную предметную деятельность.
Поскольку, в Доме ребенка дети находятся круглосуточно, стараюсь организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу способствует созданию спокойной обстановки.
С этой целью предлагаю малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаю внимание на то, как они красиво одеты и др. Если в группу заходят взрослые (персонал), привлекаю внимание малышей к вошедшему, предлагаю поздороваться, или помахать ручкой, когда взрослый уходит. Во время режимных моментов обращаю внимание малышей на то, как каждый из них хорошо и аккуратно кушает, умывается, тщательно моет руки и т д.
Для поддержания интереса детей друг к другу использую различные игровые приёмы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша. Воспитываю тактичное отношение к детям с ограниченными возможностями, поощряю стремление помочь.
Хорошим приёмом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, построек из кубиков и пр., при этом хвалю каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание фотографий, празднование детских дней рождений, изготовление несложных подарков для именинника, участие в развлечениях, выезды за пределы Дома ребенка и др.
Для сближения детей использую совместные наблюдения за различными событиями и явлениями, возникающими в течении дня ( сколько много рябины на деревьях, как умывается кошка на дорожке, как едет машина, идет снег и др.)
Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Для этого побуждаю детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость в определенных ситуациях.
Первые контакты между детьми осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Ссоры между детьми могут иметь разные причины. В тех случаях, когда дети пытаются что-то делать вместе, у них не хватает навыков взаимодействия.
Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективны, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.
Стараюсь мягко разрешать конфликты между детьми, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на другие виды деятельности или предметы:
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия придерживаюсь правил при разрешении детских конфликтов:
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положи- тельных взаимоотношений использую разнообразные игры.
Игры в парах способствуют становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые поступили в группу и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.
Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику, формирование чувства общности.
В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно.
Сначала игра поочередно проигрывается с каждым ребенком, а затем взрослый постепенно передает часть инициативы детям. Например, играя в «Сороку», сначала сама вожу пальцем по ладошке каждого малыша, загибая его пальчики, читаю стихотворение, а затем предлагаю детям так же поиграть друг с другом.
В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована потребность в общении со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей воспитывают у них умение вступать эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями другого ребенка.
В ходе игры взрослый предлагаю малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др.), побуждая их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом.
Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.
В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми.
Для более старших детей можно организовывать игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника.
Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх должен участвовать взрослый. Его задачей является обучение детей, помощь в распределении игрушек, координации и согласовании действий.
В ходе совместных предметных игр можно прятать игрушки, играть в мяч, собирать и разбирать пирамидки, делать различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др.) Выкладывать фигурки из деталей мозаики, собирать кольца пирамидок, изготавливать бусы для кукол, рисовать на больших листах бумаги и т. п. Для того, чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
Таким образом, необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий.
В раннем возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре.
Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие.
В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.
Литература: