ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»  Версия сайта для слабовидящих
 ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья

Раздел сайта для размещения работы:   Педагогическая копилка (Семинары)

ФИО автора: Писковенко Оксана Николаевна

Должность: учитель-дефектолог

Место работы: ГОБУЗ  «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Название работы:  «Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья».

   

Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для наших детей  он является не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира.

Уже в 1995 году с появлением мультисенсорной  системы PMD, которая произведена  в Израиле  мы начали работу по внедрению компьютерных технологий в коррекционную систему обучения детей с ОВЗ.

Мультисенсорная система   специально разработана  для обучения детей с тяжелыми физическими недостатками, что дало нам возможность повысить результативность проводимых коррекционных занятий.

Система состоит из процессора, монитора, сенсорного (рабочего) стола, клавиатуры. Рабочий стол имеет П – образную форму. Место для ребенка находится в центре стола. На столе размещены семь больших клавиш, с которыми работает ребенок. Над каждой клавишей имеется подсветка для облегчения выполнения операций с помощью подсказок. В зависимости от уровня и возможностей ребенка система может быть активизирована с помощью одной или нескольких клавиш.

К системе прилагается набор визуальных манипуляторов: набор кубиков, карты, блокноты, плоскостные фигуры.

Все разделы программы разработаны поэтапно (показ – проговаривание – выполнение). Основное меню включает разные разделы: от цвета и формы до формирования математических представлений.

  Продолжительность и количество занятий определяются строго индивидуально (зависит от основного диагноза, возраста, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка).

Показания

  • Отклонения в развитии при перинатальном и органическом поражении ЦНС,
  • ДЦП
  • Генетические нарушения
  • Нарушения опорно – двигательного аппарата.

Противопоказания

  • Абсолютные: возраст до 2 лет.
  • Относительные: судорожная готовность, эписиндром.

Применение мультисенсорной системы способствует постепенному, поэтапному, освоению двигательных, перцептивных и коммуникативных навыков, служит тренажером для формирования представлений о цвете, пространственной ориентации на различные стимулы, стимуляции основных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Возможность самому работать с компьютером, веселый мальчик Знайка, а так же различные варианты подсказки и помощи, побуждают детей с отклонениями в развитии самостоятельно выполнять задания, способствует формированию познавательной сферы, а также является стимулом для развития общей и мелкой моторики ребенка.

Но с каждым годом век высоких технологий и безумных скоростей набирает обороты,  в оснащении   кабинетов специалистов появились  современные компьютеры, что дало нам возможность внедрять в коррекционную работу все новые и новые современные  технологии.

Так появилась возможность использования в коррекционной системе специализированных компьютерных развивающих и  коррекционных программ, которых за последнее время на компьютерном рынке появилось огромное множество.

Но не стоит забывать, что все компьютерные игры должны подбираться с учетом возраста и речевого дефекта.

В нашей практике нашли применения такие программы:

  • коррекционная логопедическая программа «Игры для Тигры»;
  • развивающие программы «Алик скоро в школу», «Книжки – малышки», «Мир вокруг нас», «Формы и цвета», «Гарфилд малышам», «Баба – Яга учится читать» и другие.

Упражнения, представленные в этих программах построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героями мультфильмов, разговаривает с ними, помогает им, путешествует вместе с ними по разделам выбранной игры, но на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему получить новые знания или закрепить уже полученные ранее.

Так  с помощью игр  «Алик скоро в школу», «Формы и цвета», «Гарфилд малышам» ребенок сможет освоить  такие понятия как: цвет, направление, форма, размер, счет. А так же они помогут в развитии воображения, мышления, памяти, восприятия, зрительно-моторной координации.

А вот с помощью   программы «Учимся говорить» малыш в легкой, веселой и ненавязчивой форме   учится   ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Но хочется особенно отметить специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры», разработанную для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Эта программа предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

•  звукопроизношение, 
•  просодические компоненты устной речи, 
•  фонематический слух и восприятие, 
•  лексические и грамматические средства языка, 
•  коммуникативные навыки, 
•  артикуляционная моторика, 
•  обратные речевые кинестезии, 
•  мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), 
•  слуховое и зрительное восприятие, 
•  внимание, 
•  вербальная и зрительная память, 
•  воля и мотивация, 
•  словесно-логическое мышление.

Хоть эта программа и разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста, некоторые разделы мы успешно применяем в работе с детьми 3-4 лет, что способствует более быстрой коррекции   речевых нарушений. 

В ходе проводимых  коррекционных занятий компьютерные игры    используются для смены вида деятельности, закрепления пройденного материала и как поощрение за успехи в обучении.

Наши педагоги не останавливаются на достигнутом,  и постоянно находятся в поиске нестандартных, стимулирующих,  инновационных разработок, которые могли бы помочь  детям с ОВЗ в их развитии.

Так с недавнего времени в коррекционной работе  мы  успешно стали  применять еще и  мультимедийные учебные презентации.  

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми  информации путем предоставления  материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае перед учителем-дефектологом открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями:

  • педагог сам может выбирать форму и последовательность представления материала,
  • расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Известно, что для усвоения новых знаний детям с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

С помощью презентации можно подготовить иллюстративный материал необходимый для занятия. Подготовленные слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают.

Презентация может совмещать в себе: звук и красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

У детей с интеллектуальными нарушениями быстрее развиваются:

  • зрительное и слуховое восприятие,
  • зрительно-моторная координация,
  • память, мышление,
  • активизируется внимание ребенка,
  • формируется познавательная мотивация;
  • формируется словарный запас;
  • исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;
  • дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

 

Тематика презентаций может быть  разнообразна, поэтому  мы их рекомендуем проводить дома, что   помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

Практика показала, что при условии систематического использования в ко­ррек­цион­но-раз­ви­ва­ющем процессе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию  способностей детей  с ОВЗ значительно повышается. 

Вы здесь: Компьютерные технологии в комплексной реабилитации с детьми имеющими ограничения возможности здоровья
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по Лицензии.
Информация о сайте osdrmurmansk.ru.
Ограничение по возрасту: 18+.  |  Сегодня: 20 апреля 2024 года, суббота.
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Уважаемый Посетитель! Вы просматриваете версию сайта для слабовидящих в следующем варианте:
Цветовая схема: ЧЁРНЫМИ БУКВАМИ ПО БЕЛОМУ ФОНУ:
цвет фона - БЕЛЫЙ, цвет текста - ЧЁРНЫЙ, размер шрифта - СРЕДНИЙ, расстояние между буквами - ОБЫЧНОЕ
Выбрать другой вариант просмотра сайта →
 © 2013 - 2024 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»